Водитель автобуса стремится к тому, чтобы перевезти как можно больше пассажиров, но в то же время не перегрузить автобус выше допустимой нормы. Эти две задачи находятся между собой в противоречии и надо уметь их примирить.
С междугородными автобусами особых хлопот нет. Количество пассажиров ограничено количеством сидений. После занятия пассажирами основных сидений и использования дополнительных все места оказываются занятыми и ни один лишний пассажир не может разместиться, если не предусмотрены места для стояния.
Значительно хуже обстоит дело с городскими и пригородными автобусами, в которых предусмотрены места для стояния. В часы «пик» автобус плотно заполнен людьми, но, помимо этого, на каждой остановке новая группа пассажиров стремится, иногда силой, войти в автобус.
В таких обстоятельствах водитель попадает в трудное положение, так как он должен сочетать интересы пассажиров с безопасностью движения. Он ни в каком случае не может переполнять автобус сверх установленной нормы, так как это могло бы привести к трагическому исходу. Должен он также помнить, что в случае дорожно-транспортного происшествия в результате переполнения автобуса он будет отвечать в уголовном и административном порядке за последствия, а ответственность эта вследствие большого количества жертв обычно немалая, так как дело идет о безопасности движения и предотвращении катастроф на транспорте.
В обязанности водителя входит наблюдение за тем, чтобы допустимое количество пассажиров, указанное в табличках, укрепленных в автобусе, не было превышено. Очевидно, не всегда легко разъяснить едущим, что мест уже нет, но хорошо воспитанный и культурный водитель сумеет уладить споры и сохранить порядок, не проявляя грубости и не препираясь с пассажирами.
Ни в каком случае водителю нельзя допускать, чтобы сбоку около него находились пассажиры, которые могут затруднить наблюдение за дорогой или мешать управлению автобусом. При движении в особо трудных дорожных условиях, на скользкой дороге, в тумане или в метель, при густой пыли или при плохой видимости дороги, когда едущая вечером навстречу вереница автомобилей вызывает ослепление, водитель имеет право и обязан попросить пассажиров разговаривать тише или даже совсем прекратить разговоры.
Необходимо также просить пассажиров, едущих в автобусе, не включать транзисторов, так как некоторые категории малокультурных молодых людей любят производить возможно громкий шум, «осчастливливая» не просящих об этом окружающих «концертами» молодежной музыки, устанавливая радиоприемники и портативные магнитофоны на максимальную громкость. Такой шум особенно неприятен и небезопасен для водителей при управлении автобусом.
Переполнение автобуса очень заметно сказывается на его «поведении» на дороге. Поэтому водитель обязан всегда представлять себе, сколько в автобусе пассажиров, чтобы приспосабливать скорость движения к конкретной нагрузке автобуса.