движение автобуса

Движение автобуса с пассажирами: особенности вождения

Автобус предназначен для перевозки людей и поэтому требует другого метода управления, чем, например, грузовой автомобиль. Водители автобусов часто забывают об этом и ведут автобусы так, как будто они везут мешки с картофелем. Резко трогают с места, сильно тормозят без действительной необходимости, круто поворачивают на значительной скорости.

Такой способ вождения не соответствует квалификации водителя автобуса. Водитель автобуса должен, в первую очередь, заботиться о безопасности и удобстве пассажиров. Не должен поэтому применять ни сильных ускорений при трогании с места, ни сильных замедлений при торможении. Он должен выполнять эти действия мягко, чтобы пассажиры не ощущали неудобств и неприятностей» от упомянутых маневров. Водителю следует помнить, что многие люди не выносят большого ускорения и плохо себя чувствуют при сильном торможении.

Особую неприятность для пассажиров автобуса доставляет «дерганье» при трогании с места и толчки при торможении. Дерганье и толчки происходят не только при резком трогании с места, но и при разгоне и замедлении, так же, как и при торможении рывками. Такого рода трогание и торможение, допускаемое при управлении грузовым автомобилем, недопустимо при вождении автобуса. Водитель автобуса должен трогать мягко и постепенно, а тормозить спокойно, на соответствующем расстоянии от препятствия или остановочного пункта, причем применение «качания» педали тормоза при наличии пневматического привода тормозов при скользкой поверхности дороги не должно быть ощутимым для пассажиров.

Торможение автобуса

Единственным обстоятельством, при котором допускается сильное торможение, является угроза наезда или иная подобная причина. Тогда, очевидно, сильное торможение является оправданным, особенно когда водитель автобуса был вынужден так поступить из-за неправильных действий других участников движения. К. достоинствам водителя автобуса относится способность предвидения опасностей и принятие мер «про запас», чтобы вообще не допускать возникновения опасных ситуаций, при которых только резкое и сильное торможение спасает от столкновения.

Известен случай, когда водитель городского автобуса, увидев издали выезжающий с правой стороны автомобиль, так сильно затормозил, что готовившаяся к выходу пассажирка не могла удержаться, проскользнула вперед по капоту двигателя и, выбив лобовое стекло, выпале из автобуса наружу.

Выполнение поворотов требует также осторожности. Некоторые водители увлекаются поворотами на значительной скорости, при которой автобус наклоняется к внешней стороне кривой, а иногда появляются даже признаки заноса задней части автобуса в сторону. Такой поворот особенно неприятен для пассажиров, которые сильно наклоняются в креслах для удержания равновесия, при этом пассажиры могут выпасть из кресел. Водитель должен понимать, что этим он причиняет неприятность пассажирам, а соблюдение разумной скорости на поворотах не вызывает никакой задержки в расписании движения.

Водителю автобуса вменяется в обязанность заботиться не только о безопасности пассажиров, но и об их удобствах. Он должен всегда иметь это в виду и не выполнять никаких маневров, которые могут создать неудобства для пассажиров. Водитель должен также отдавать себе отчет в том, что среди пассажиров, наверное, есть несколько водителей, которым грубое или рискованное вождение доставляет особую неприятность.

Стиль вождения

Вопрос выбора стиля — спокойного вождения автобуса приобретает особое значение в автобусах с местами для стояния, т. е. в городских и пригородных автобусах. Стоящие пассажиры значительно сильнее ощущают рывки автобуса, а особенно резкое трогание с места и сильное торможение, причем наиболее неприятны дергание при трогании с места и толчки при остановке. Поэтому хороший водитель автобуса приспосабливает манеру езды к удобствам стоящих пассажиров. Его метод вождения можно одобрить, если стоящий пассажир может спокойно стоять на ногах, не держась за поручни.

В некоторых высокомоторизованных странах существует категория лицензированных водителей автобусов. Эта лицензия не касается класса водительских прав, который и так должен быть высшим.

Она предоставляет особое право на вождение туристских и городских автобусов. Водитель, добивающийся получения лицензии, должен отличаться не только хорошим воспитанием, тактичностью, спокойствием и умением сдерживать себя, но и отличным умением вождения автобуса. Он должен также сдать экзамен по обслуживанию пассажиров, заботе о их удобствах и безопасности, на умение приспосабливаться к их вкусам и пожеланиям при соблюдении расписания движения.

Хорошо изучив правила дорожного движения, водитель должен знать, в каких случаях необходимо соблюдать особую осторожность и придерживаться особого стиля вождения автобуса. Однако применительно к водителю автобуса, хотя это нигде особо не записано, от него требуется соблюдение особой осторожности не только в случаях, перечисленных в правилах дорожного движения, но всегда и везде. Только тогда он сможет обеспечить безопасность перевозимых пассажиров.

В чем эта осторожность должна заключаться? В повышенной способности предусматривать возможности развития дорожной ситуации и в умении приспосабливаться «про запас» к ее возможным изменениям, чтобы ни одно из них не застигло водителя врасплох. Если предельно допустимая скорость установлена, например, 60 км/ч, следует ехать всегда со скоростью ниже этой и никогда ее не превышать. Часто можно убедиться на загородной дороге, что автобусы превышают наивысшую дозволенную правилами скорость 70 км/ч. Водитель, который допускает такое превышение скорости, небезопасен, так как он не только нарушает предписания правил, но и не соблюдает повышенной осторожности, пренебрегает правилами, имеющими целью обеспечить безопасность движения. Водитель при этом может рассуждать, что ограничение скорости установлено неправильно. Но такие вопросы решает не он. Водитель обязан выполнять правила и приспосабливаться к ним, если он настоящий водитель автобуса.