Надлежащее размещение груза в кузове грузового автомобиля влияет не только на износ автомобиля, в особенности шин, но и на легкость управления и безопасность движения. Ответственность за размещение и крепление груза лежит на водителе, поэтому он должен не только присутствовать при погрузке, но и давать советы грузчикам по укладке груза.
Можно принять, что 1/3 часть общего веса должна приходиться на переднюю ось, а 2/3 — на заднюю или задние оси. Поскольку передняя часть шасси несет на себе кабину водителя и в передней части рамы находится тяжелый двигатель, можно принять, что центр тяжести груза должен находиться на середине кузова. Поэтому если водитель перевозит какой-либо тяжеловесный груз, например, станок, надо разместить его на середине пола грузовой платформы, заботясь прежде всего о том, чтобы центр тяжести груза оказался на одинаковом расстоянии от обоих бортов платформы. При перевозке сыпучих или кусковых грузов надо размещать их равномерным слоем по всей поверхности платформы.
Допустимая нагрузка и размещение груза
При погрузке необходимо знать массу груза, чтобы не превысить допустимой грузоподъемности автомобиля, т. е. наибольшего допустимого веса груза, который можно перевозить на данном автомобиле. Следует помнить, что в грузоподъемность включается также вес топлива, инструментов и запасных частей, а также вес экипажа, т. е. водителя (или водителей) и сопровождающих груз лиц.
Как известно, наивысшее допустимое давление одной оси на поверхность дороги не должно превышать 8 т. Однако существуют дороги, на которых допустимо движение автомобилей с давлением до 10 т на ось. Эти дороги имеют двузначную нумерацию, а отличить их можно по тому, что таблички на дорожных столбах (дорожных указателей и на километровых столбах) имеют рамку в виде черно-белых шашек. Автомобили с нагрузкой на ось выше 8 т должны иметь буфера, выкрашенные в черно-белые шашки.
Автомобиль надо загружать так, чтобы центр тяжести груза находился как можно ниже. Вниз надо класть тяжелый груз, сверху более легкий. Груз не должен выступать вбок за борта кузова и может выступать назад не более чем на 1/3 длины кузова (но не более чем на 2 м).
Наибольшая ширина автомобиля не может превышать 2,5 м. Если груз в этих пределах выступает немного вбок, необходимо его обозначить, чтобы он был издалека заметен как днем, так и ночью. Если груз выступает сзади, то на его конце необходимо повесить предостерегающий знак в виде красного флажка с размерами не менее 30 х X 50 см или диска того же цвета с диаметром не менее 40 см. Ночью применяют фонарь красного цвета.
Иногда груз может выступать вперед. В этом случае его конец также следует обозначить, чтобы предохранить себя от аварии и не создавать трудностей другим водителям.
Укрепление груза
Груз следует укреплять таким способом, чтобы полностью предохранить его от смещения во время движения. В особенности следует заботиться о том, чтобы груз не мог сдвинуться вперед и в стороны. Не забывайте, что при резком торможении на груз действует сила, направленная в сторону движения, доходящая до 0,7 массы груза. Эта сила может сорвать крепление груза и вызвать удар груза в заднюю стену кабины водителя. Известны случаи смятия грузом кабины вместе с находящимися в ней людьми в результате резкого торможения.
Необходимо также отдавать себе отчет, что в случае лобового удара автомобиля в препятствие груз срывается вперед с силой, многократно превышающей численное значение его массы, а тогда несчастье неизбежно. Поэтому водитель обязан достаточно прочно закреплять груз, чтобы избежать несчастья, которое может произойти в результате пренебрежительного отношения к этой обязанности.
Иногда может случиться, что форма груза (например, высокий станок) очень неудобна, потому что центр тяжести расположен высоко. В таком случае вести автомобиль надо с особой осторожностью, учитывая сильный наклон автомобиля на поворотах. В отдельных крайних случаях наклон может быть настолько большим, что вызовет опрокидывание автомобиля. Водитель обязан иметь это в виду, особенно в случае, когда везет высокий груз на прицепе. В этом случае водитель не ощущает наклонов на поворотах, а прицеп может наклоняться очень сильно.
Не надо забывать, что центробежная сила растет пропорционально квадрату скорости, развиваемой автомобилем. Поэтому даже небольшая разница в скорости автомобиля на повороте вызывает значительную разницу в центробежной силе, а та, в свою очередь, опасно влияет на груз с высоким расположением центра тяжести относительно поверхности дороги.