Для правильного управления автомобилем необходимы быстрая сообразительность и обязательно безупречное действие органов чувств, а также продолжительный отдых перед поездками, особенно это относится к водителям такси, которые часто работают практически в круглосуточном режиме. К сожалению, органы чувств человека несовершенны и не всегда могут удовлетворять требованиям, которые предъявляет к ним современный автомобиль, обладающий большой скоростью, а также интенсивное дорожное движение.
Рассмотрим поэтому некоторые причины дорожно-транспортных происшествий, которые водитель не всегда в состоянии избежать, но которым водитель, осознавая их, может противодействовать с хорошим результатом.
Как постоянный, равномерный звук, например, шум работающего двигателя, оказывает усыпляющее действие на водителя, так и, наоборот, любая внезапность может возбудить его, вывести из равновесия и привести к выполнению неправильного опасного маневра. Такой внезапностью может оказаться непредвиденное препятствие на дороге в виде незаметной издалека ямы, неосвещенного заграждения или дорожного катка, или проваливающейся под тяжестью автомобиля обочины.
Внезапными могут быть также резкая смена условий движения, неожиданный выезд на скользкий участок, заливание переднего стекла проливным дождем, возникновение сильного урагана, близкий удар молнии, падение дерева во время бури, ослепление ярким уличным освещением, при котором стираются контуры препятствий, ослепление блестящей поверхностью мокрого асфальтобетонного покрытия и другое.
Если водитель знает об отрицательном влиянии на психику такого рода неожиданностей, то он сумеет овладеть собой и не допустит дорожно-транспортного происшествия. Если же он лишен предусмотрительности, то до дорожно-транспортного происшествия недалеко. Но можно ли в этом случае говорить о вине водителя? Хотя не все дорожно-транспортные происшествия случаются по вине водителей, но водителям они всегда доставляют большие неприятности. Даже в случае невиновности водитель обязан пройти неприятную и хлопотливую процедуру анализа крови на содержание алкоголя, подвергнуться неоднократным вызовам в милицию и прокуратуру, иногда, может быть, и аресту, и во всех случаях он будет испытывать длительное и серьезное беспокойство о своей дальнейшей судьбе.
Водители поэтому всегда являются в какой-то степени жертвами дорожно-транспортных происшествий. А разве они не несут за них ответственности? Дальнейшее объяснение покажет, что во многих случаях водители несут ответственность даже тогда, когда по ходу следствия они освобождаются от обвинения.
Оставим случаи психической и физической неполноценности. Недопустимо управлять автомобилем водителю, который плохо видит или плохо слышит, так же как нельзя выезжать на автомобиле с неисправными тормозами.
Разберем некоторые психические травмы, о которых водитель должен знать, если он благоразумен и опытен. Травмы эти бывают особенно часто причиной так называемых «безвиновных» дорожно-транспортных происшествий.
Об утомлении, сонливости, психическом притуплении мы уже знаем. Знаем также, какими опасными могут быть эти состояния. Теперь обсудим вопрос внимания.
Внимание водителя должно быть иным чем, например, внимание читателя этой книги. Оно должно быть одновременно сосредоточенным и распределенным: сконцентрировано на дороге перед автомобилем и одновременно обращено также в стороны и назад, подготовлено к реакции на самое неожиданное событие и на самое неправдоподобное препятствие. Внимание это должно быть рассредоточено на многие предметы, движущиеся в различных направлениях.
При интенсивном городском движении водитель должен одновременно следить за автомобилем, едущим впереди него, который может внезапно затормозить, за поперечной улицей, на которой может в любой момент появиться другое транспортное средство; должен постоянно следить за тротуарами, расположенными по обеим сторонам проезжей части, с которых может сойти неосторожный пешеход. А кроме того, водитель должен также ускорять движение, тормозить, заворачивать, переключать передачи, подавать сигналы, поглядывать в зеркало заднего вида, слушать, что говорит ему пассажир. Все, эти действия требуют от водителя большой доли рассредоточенного внимания, но и одновременно сконцентрированного на дороге перед автомобилем; внимания зрительного и слухового; внимания сознательного и подсознательного.