О трудностях трогания с места на скользкой дороге знают все. Знают даже, что водители применяют иногда трогание с места на второй передаче, что якобы помогает избежать пробуксовки колес. Умение трогать с места особенно важно для водителя автобуса зимой, который вынужден часто трогать с места на остановках.
Как мы можем наблюдать в зимний период у остановок вследствие частых случаев заносов и пробуксовок колес автобусов образуется обледенелый участок, даже когда в других местах дороги лежит рыхлый или уплотненный снег. Следует отдавать себе отчет в том, что на этой обледеневшей поверхности коэффициент сцепления шин с дорогой минимальный и составляет иногда едва 0,05, т. е. он почти в 10 раз меньше коэффициента сцепления на сухом асфальтобетонном покрытии. На такой обледеневшей поверхности легчайшее притормаживание или даже энергичный поворот передних колес при подъезде к остановке немедленно приводят к скольжению колес и потере управляемости.
Наилучший совет в такой обстановке это… не выезжать на обледеневшие места. Они хорошо заметны на белой поверхности дороги в виде темных блестящих полос. Их сумеет заметить при любых условиях освещения любой хороший водитель. Следует остерегаться таких полос, так как на них всегда подстерегает неожиданность.
После стоянки на остановке надо трогаться. И тут начинается неприятность, потому что задние колеса вращаются на месте, что особенно часто наблюдается у автобусов с прицепами и у сочлененных автобусов. Как в этом случае следует поступать?
Главная задача заключается в том, чтобы не развить на ведущих колесах большого движущего усилия (как говорят техники, не прикладывать большого крутящего момента к колесам). Следует поэтому очень плавно включать сцепление, сохраняя малые обороты вала двигателя. Чем осторожнее водитель выполнит эту операцию, тем легче ему удастся тронуть с места автобус без пробуксовки колес.
Однако может случиться, что, несмотря на это, колеса не получат достаточного сцепления с дорожной поверхностью и автобус не двинется. Тогда можно попытаться также осторожно и аккуратно тронуться назад, чтобы сменить место для последующего трогания вперед. Это может тоже не помочь, и тогда остается только подсыпать песку под ведущие колеса или хотя бы подложить под них обычную газету. Это уже средство, применяемое в исключительных случаях.
Если автобус трогается с остановки, на которой он находился, на некотором расстоянии от тротуара, следует следить, чтобы при пробуксовке задних колес и заносе задней части автобуса на тротуар он не задел находящихся там людей.