Остановочный путь — это расстояние (обычно в метрах), которое автомобиль должен проехать от момента, когда водитель заметил опасность, до момента полной остановки. Метода точного подсчета остановочного пути нам не требуется. Нас удовлетворит упрощенный способ; мы ведь не можем точно установить все условия торможения, степень скользкости дороги, сцепление шин с дорожной поверхностью, состояние протекторов шин и другие факторы, которые влияют на длину остановочного пути. Будет достаточным упрощенный расчет, легкий для запоминания.
Как показали измерения, выполненные при испытаниях водителей, пилотов и людей других профессий, от которых зависит общественная безопасность, время реакции психически нормального, трезвого и неуставшего человека составляет от 0,2 до 1,5 сек, а в некоторых случаях доходит до 2,5 сек. От водителя скоростного автомобиля требуется, чтобы это время не превышало 0,35 сек.
Время реакции увеличивается до опасного уровня при употреблении водителем алкоголя, принятии лекарств с наркотическими свойствами или вдыхании воздуха с примесью окиси углерода (угар). Значительное влияние на время реакции оказывает утомление, невнимательность, отрыв взгляда от дороги, ослабление зрения, а также пожилой возраст. Особо следует подчеркнуть, что быстрота зрительной реакции после употребления алкоголя уменьшается самое меньшее на 35%, что говорит само за себя.
Почему от момента, когда водитель заметил или услышал опасность, до начала движения руки или ноги должно пройти такое относительно долгое время психической реакции? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим протекание этой реакции.
Первый период. Водитель увидел «что-то» на дороге. Внимание водителя, до этого обычно направленное на все окружающие явления, концентрируется.
Второй период. Водитель начинает видеть, чем или кем есть это «что-то» на дороге. Водитель определяет место нахождения на дороге этого препятствия.
Третий период. Водитель быстро обдумывает, как поступить притормозить или же достаточно снять ногу с педали управления дросселем, или свернуть. Это обдумывание тоже требует времени.
Четвертый период. Водитель принимает решение, мозг передает его через нервные окончания к мышцам соответствующей конечности. А время бежит!
И, наконец, конечность совершает соответствующее движение. Время, охватывающее четыре названных выше периода, составляет… едва 0,5 сек. Теперь становится понятным, что время реакции нельзя опускать в наших рассуждениях.
Подсчитаем, какое расстояние составит остановочный путь автомобиля, управляемого средним водителем, у которого время реакции, т. е. время от момента обнаружения опасности до момента начала действия, составляет около 0,5 сек.
Время переноса ноги с педали управления дросселем на педаль тормоза можно определить десятикратным замером этой операции при помощи секундомера. Перенос ноги надо выполнять как можно быстрее. Делим полученное время на 20 и получаем около 0,3 сек. К этому прибавляем среднее время 0,2 сек, необходимое для нажатия педали и на запаздывание начала действия тормоза (принимаем, что это автомобиль легковой). Получаем время реакции = 1 сек, т. е. время, которое пройдет у среднего водителя до начала торможения автомобиля, иначе, до начала действия тормозов. За это время автомобиль проедет путь So. Какое расстояние оно составит? Это зависит прежде всего от скорости движения. Возьмем для примера, что автомобиль движется со скоростью 60 км/ч., следовательно, за 1 сек он проедет 60:3,6 = 16,6 м.
Какой вывод напрашивается из этого рассуждения? Со всей серьезностью выявилась грозная опасность: если, например, перед автомобилем, едущим со скоростью 60 км/ч, неожиданно выбежит ребенок на расстоянии, меньшем 16,6 м, то «средний» водитель не будет иметь никакой возможности избежать наезда, так как он не в состоянии начать торможение. Поэтому очень важно водителям соблюдать скоростной режим всегда и быть очень внимательным особенно в районе зон пешеходных переходов. А родителям следить за детьми и не допускать их нахождение вблизи автомобильных дорог без присмотра взрослых.