К огорчению водителей, изобретены автобусы с пассажирскими прицепами и сочлененные автобусы, которые в принципе похожи на автомобили с полуприцепами. Вождение автобусов этих типов является очень сложным и утомительным, а необходимость высокой концентрации внимания на способе вождения вызывает относительно быструю усталость.
Мы уже упоминали о различии между путями движения автобусов и прицепов, к которым привык каждый водитель тяжелого грузового автопоезда. Однако следует подчеркнуть, что при управлении таким автобусом повышается ответственность водителя за безопасность пассажиров, едущих в прицепе или в полуприцепе сочлененного автобуса. Во время быстрого движения, особенно в условиях сниженной сцепляемости шин с поверхностью дороги, даже на гладкой и сухой базальтовой брусчатке, малейший, но быстрый поворот рулевого колеса вызывает немедленную и сильную реакцию прицепа, который начинает вилять в стороны. Это виляние, если его тут же не заметит водитель, влечет за собой виляние автобуса. Вследствие этого происходит нарушение прямого направления движения, влекущее к раскачиванию прицепа в стороны, чрезвычайно неприятному для пассажиров и небезопасному для водителя.
Отчего это происходит? Задняя часть автобуса значительно свешивается за его заднюю ось. Поворот передней части автобуса, например, влево вызывает перемещение задней’ части автобуса вправо вместе с дышлом прицепа, которое тоже поворачивается вправо. Направляясь в эту сторону, прицеп толкает заднюю часть автобуса также вправо, что снова, в свою очередь, вызывает сдвиг переда автобуса влево. Так, даже легкий поворот автобуса влево немедленно усиливается под действием прицепа и может застать врасплох неподготовленного к этому водителя. Поэтому водитель должен иметь представление о таком действии прицепа и соответственно реагировать рулевым колесом, не допуская раскачивания автобуса и прицепа в стороны. Следует при этом отметить, что реагировать на такое явление следует очень осторожно и аккуратно, чтобы не произошло нарастания раскачивания вместо его ликвидации.
Известна езда «змейкой», когда водитель непрерывно крутит рулевое колесо то влево, то вправо. Такая езда является типичным примером раскачивания прицепа в стороны и свидетельствует о неумении водителя правильно действовать при неожиданном возникновении такого явления. Это особенно опасно при движении по скользкой дороге, потому что приводит к потере контроля над направлением движения автобуса.
При выполнении поворота на сочлененном автобусе необходимо считаться с тем, что задняя часть его описывает путь по внешнему следу задних колес автобуса, так как последняя ось является управляемой. Поэтому может случиться, что задняя часть автобуса заденет за другое транспортное средство, находящееся сбоку и производящее обгон на небольшом расстоянии от него.