Разъезд встречных автобусов, всегда до некоторой степени небезопасен, причем степень опасности увеличивается по мере сужения дороги и увеличения ее скользкости. Безопасное расстояние между разъезжающимися транспортными средствами зависит от их скорости, чем выше скорость, тем больший интервал должен быть между ними. При скорости движения каждого транспортного средства около 40 км/ч, т. е. при относительной скорости 80 км/ч, безопасный интервал составляет не менее 1 м.
Соблюдать безопасный интервал значительно легче, если оба водителя имеют левое расположение рулевого управления, потому что при этом они имеют возможность точнее определить расстояние между транспортными средствами. Однако некоторые автобусы имеют рулевое управление с правой стороны. Такое размещение рулевого управления мотивируется тем, что водитель при этом имеет возможность значительно приближаться к правому краю проезжей части дороги, а поэтому сохранять больший интервал от встречного автомобиля. Принимая это утверждение благожелательно, не следует полагать, что, управляя автомобилем с правым расположением рулевого колеса, можно допускать более рискованный разъезд.
При разъезде главным фактором, обеспечивающим безопасность, является уменьшение скорости. Водитель должен помнить, что скорость обоих транспортных средств суммируется, а поэтому их относительная скорость всегда является довольно значительной.
Разъезд особенно труден в ночных условиях, когда не видно контуров встречного транспортного средства, а габаритные огни или ближний свет фар могут привести нас к ошибке. Тогда единственной страховкой от зацепления транспортных средств является увеличение «на всякий случай» интервала между ними.
Все это хорошо, если транспортные средства разъезжаются на широкой дороге, на которой можно без труда выдержать интервал свыше 1 м между их боковыми сторонами. Хуже, когда дорога узкая, а вдобавок по сторонам дороги находятся- груды снега. Тогда проблема встречного разъезда становится сложным делом, и никакая осторожность при этом не окажется чрезмерной.
Если водитель имеет возможность съехать вправо на несколько расширенном участке дороги, он должен использовать такой шанс и остановиться в этом месте, чтобы пропустить транспортное средство, подъезжающее навстречу. Однако может случиться, что такого места не будет и водители вынуждены будут разъезжаться на очень узкой проезжей части дороги. Обычно в таком случае один из водителей останавливается, повернув как можно больше вправо, а другой быстро проезжает мимо стоящего, конечно, выдерживая безопасный интервал. Такие действия обычно предохраняют от дорожно-транспортного происшествия.
Может, однако случиться, что транспортные средства не уместятся рядом и при разъезде заденут друг друга боками. Нельзя в таком случае терять голову и сворачивать резко вправо, потому что это приведет к утрате управления и съезду в кювет, или, что хуже, к наезду на придорожное дерево. Следует отдавать себе отчет, что лучше зацепиться боком и исцарапать кузов, чем быть опрокинутым в кювет. Очевидно, обтирание боками при разъезде это крайний случай, встречающийся в практике довольно редко, тем не менее водитель может с этим столкнуться при движении по очень узкой дороге и при неблагоприятных зимних условиях.
Следует добавить, что оба водителя обязаны проявить не только максимум доброй воли, но также и высокую квалификацию, необходимую для преодоления очень трудной и опасной ситуации.
Если автобус разъезжается с легковым автомобилем или другим небольшим транспортным средством, водитель автобуса должен учитывать свое преимущество вследствие больших размеров автобуса и не заставлять водителя легкового автомобиля уступать дорогу на большее расстояние, чем это возможно. Нельзя забывать, что другие тоже имеют право пользоваться дорогами и к ним следует относиться как к равным, не требуя уступок только из-за того, что автобус больше и тяжелее.
Еще одно замечание. Если обстановка при встрече на очень узкой дороге требует выполнения маневра с точностью до миллиметров, не бойтесь прервать движения на полпути, высадиться через правую дверь, чтобы со стороны оценить положение и обдумать дальнейший ход действий. Такая осторожность неоднократно сохраняла автобусы от ненужных повреждений.
Следует всегда придерживаться важного принципа. Не следует безрассудно двигаться вперед без остановки при разъезде на узкой дороге. Если есть какое-либо подозрение, что-возникнут затруднения, необходимо остановиться до начала маневра, оценить обстановку со стороны и обдумать ход действий. Лучше затратить несколько минут на обдумывание, чем попасть в безвыходное положение.