Такси в Москве. Начало лицензирования

В 2011 году был принят Федеральный закон 69-ФЗ, в который требовал получения перевозчиками в сфере таксомоторных перевозок лицензии такси. Немного о том, как все начиналось?

Частники не хотели легализоваться

Ужесточение законодательства в отношении частного извоза так и не привело к ожидаемому уменьшению количества бомбил-нелегалов, зато официальные таксомоторные компании существенно повысили цены на свои услуги.

Поймать машину в Москве в те годы было достаточно просто — стоило вам поднять руку, встав у обочины, как тут же рядом с вами останавливалась какая-нибудь шестерка: «До Черемушек доедем?», «Конечно, садитесь». Никакой лицензии, таксометра и кассового аппарата у такого человека не было – цена исключительно договорная.

В чем же причина? Все достаточно просто. Большинство частников просто подвозило людей, встреченных по дороге – что называется, зарабатывало на бензин, ведь конкуренция в этой сфере весьма большая, так что на приличные деньги рассчитывать не приходилось. В те годы ни Яндекса, ни Убер такси не было.

По 69-ФЗ, каждый частник, занимающийся извозом, должен, во-первых, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, а во-вторых, установить таксометр и кассовый аппарат (само собой, за собственные деньги). Плюс к этому, необходимо оплатить лицензию, стоимость которой составляет 30 тысяч рублей в год. Естественно, большинство частников просто не могли себе этого позволить.

Тем более, что каких-то интенсивных проверок в 2011-2012 г.г. не проводилась. А если водителя ловили в первый раз, максимум, что ему грозило – штраф в 2 тысячи рублей. Права могли отобрать лишь во второй раз, так что риска практически никакого. А вот что сказал один из частников: «Да какая лицензия, поработаю и без неё. Проверок нет, пока всё тихо. Да и машина взята по доверенности – с меня спроса нет».

Другой водитель был более сдержан, но настроен не менее практично: «Оформить ИП, купить лицензию, разукрасить машину, поставить кассовый аппарат и таксометр – это же сколько надо сделать! Пока что я и пальцем пошевелю, посмотрю, что будет дальше».

Такси взвинтили цены

Но мало того – тогда закон сработал и совершенно иначе. Многие частники, став нелегалами, существенно сбросили цены. В то время как стоимость поездки на Московском такси возросла на 20-30%! Эти меры были вынужденными – хоть закон и был принят, но о самих таксомоторных парках никто не позаботился. Каждая компания должна была оплачивать переоборудование машин из собственных средств, поэтому со временем последовало дальнейшее повышение тарифов.

В наши дни ситуация серьезно изменилась. Служб такси, таксомоторных компаний и агрегаторов большое количество и многие водители устраиваются на работу в Убер, Яндекс такси, Гет и другие крупные и небольшие таксомоторные компании. И, наверное, самое важное для пассажиров, что значительно сократились стоимость и время минимальных поездок, что позволяет существенно экономить при проездках по городу на небольшие расстояния.